МІЖНАРОДНИЙ ФОНД
УКР ENG
 
news
/Forum/0_Forum.php

 

Швейцарська Конфедерація

 


 

 

 

 Про нас в пресі  / Центр суддівських студій 

 

Untitled Document

Да не оскудеет рука берущего судьи?

 

Как уже сообщала «Юридическая практика» (см. № 27 (289) «ЮП»), с 3 по 4 июля 2003 года в Центре судейских студий прошел семинар на тему «Законодательство об уголовной ответственности за взяточничество и другие коррупционные преступления, его применение в судебной практике».

Участники семинара (судьи Верховного Суда Украины, апелляционных судов, представители Генеральной прокуратуры, Высшего совета юстиции, ученые, эксперты Совета Европы) попробовали разобраться, почему коррупция не миновала судейский корпус и как ее искоренить.

 

ВЗЯТКИ БУДУТ ОБЛАГАТЬ НАЛОГОМ?

Cудья Верховного Суда Украины Юрий Кармазин считает, что основная причина того, что некоторые судьи не брезгуют подарками заинтересованных лиц состоит в процедуре назначения судей на должность. Существующая система подбора кадров чересчур сложная, и субъективный фактор играет немаловажную роль при определении кандидата на должность судьи. Из-за этого, как считает Юрий Маркович, в ряды служителей правосудия попадают «случайные» люди. Так, в 2002 году 6 судей были осуждены за взяточничество, а в этом году в отношении 18 судей возбуждены уголовные дела по аналогичным основаниям (их имена пока не разглашаются). Тем не менее, по словам самих судей, зачастую в сети попадается мелкая рыба, в то время как крупная — благополучно ее прорывает.

В связи с этим было рекомендовано максимально упростить и сделать прозрачной процедуру назначения судей. А в качестве гаранта добропорядочности судей Юрий Кармазин предложил ввести налогообложение взяток, сославшись на опыт США. Отметим, что законодатель уже реализовал эту идею: в недавно принятом Законе «О налоге с доходов физических лиц» предусмотрено, что в состав общего месячного облагаемого налогом дохода включаются средства или имущество, полученные налогоплательщиком как взятка (подпункт 4.2.16 пункта 4.2 статьи 4). Правда, на данный момент трудно представить, как это будет реализовываться на практике.

 

КОЛИЧЕСТВО ВРЕДИТ КАЧЕСТВУ?

Причиной коррупционного «порока» судебной системы, как считает судья Апелляционного суда Запорожской области Владимир Шпонька, является постоянный рост аппарата чиновников. Так, по его мнению, основное звено коррупции — Государственная исполнительная служба, сотрудники которой в большинстве своем — бывшие милиционеры. «Досталось» от судей и Государственной судебной администрации. В очередной раз они высказали сожаление, что орган, обеспечивающий их финансирование, действует в системе исполнительной власти, а не судебной, что ставит их в непосредственную зависимость от нее.

Судья Апелляционного суда Львовской области Владимир Гаврилов озвучил мнение, что Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины (консультационно-совещательный орган) следует наделить статусом государственного органа. Его предложение было поддержано доктором юридических наук, академиком Академии правовых наук Украины, профессором Анатолием Закалюком, который считает, что этот комитет должен функционировать при Генеральной прокуратуре. Он также отметил, что сегодня Украина является явным лидером среди других стран по количеству указов, программ, концепций, направленных на преодоление коррупции и взяточничества, однако побороть их такими методами вряд ли удастся.

 

КОРРУПЦИЮ СМОЖЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ?

По результатам семинара, судьями были приняты такие основные рекомендации:

— принять меры для обеспечения исполнения Концепции борьбы с коррупцией на 1998–2005 годы, утвержденной Указом Президента Украины от 24 апреля 1998 года. Разработать планы ее реализации, определить ответственность, сроки, критерии оценки и отчетность. В частности, необходимо осуществить организационно-управленческие мероприятия, предусмотренные Концепцией;

— предоставить приоритет превентивным мерам противодействия коррупции, в частности мероприятиям, направленным на формирование общественного мнения против коррупции и мерам предупреждения коррупции в органах государственной власти;

— усилить координацию и установить мониторинг деятельности органов, причастных к борьбе с коррупцией;

— улучшить материально-техниче-ское обеспечение судей и судов;

— создать прозрачную систему подбора кадров на должность судьи;

— разработать критерии дисциплинарной ответственности судей.

Насколько эффективно будут реализовываться эти рекомендации, покажет будущее. Но, как подтвердили эксперты Совета Европы, коррупция — недуг глобальный и, к сожалению, нет страны, где бы это явление не пустило свои корни.

Юлия Володина "Юридическая практика" №28 (290), 15 июля 2003 г. .

 

Сьогодні
22 серпня 2017

Анонс подій:

 


Опитування (архів)


підписатися на        розсилку новин з сайту
підтвердити підписку
нагадати пароль
відписатися



Наші публікації:

Звіт у рамках моніторингу стану незалежності суддів за результатами опитування суддів-делегатів XII позачергового зїзду суддів України 19-20 червня 2014 року.

Архів публікацій>>


Вийшов новий номер Віснику Центру суддівських студій присвячений монiторингу доступностi, ефективностi та неупередженостi правосуддя в Українi



Архів заходів Центру>>

 
© 2001-2016. Центр суддівських студій. При копіюванні матеріалів та/або розміщенні їх у будь-якому інформаційному виданні -
посилання на Центр суддівських студій обов'язкове. E-mail: info@judges.org.ua, judges@i.com.ua

Підтримка сайту: Швейцарська Конфедерація